Комплексные проекты модернизации образования (КПМО)
являются мощным стимулом развития системы образования и базой для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и одним из самых масштабных направлений приоритетного национального проекта «Образование», реализация которого началась в 2007 году. В рамках КПМО федеральный центр на конкурсной основе поддерживает усилия субъектов РФ по модернизации региональных систем образования.
Регионы, принимающие участие в конкурсе, разрабатывают комплексные проекты модернизации образования, рассчитанные на реализацию в течение трех лет, и принимают на себя конкретные обязательства по следующим направлениям:
♦ изменение системы оплаты труда (НСОТ), направленное на повышение доходов учителей;
♦ повышение эффективности расходования бюджетных средств путем введения нормативно-подушевого финансирования (НПФ) общеобразовательных учреждений;
♦ создание соответствующих современным требованиям условий обучения для повышения качества общего образования, развивая сеть общеобразовательных учреждений;
♦ разработка и внедрение объективной независимой системы мониторинга и оценки качества образования (РСОКО);
♦ обеспечение государственно-общественного характера управления образованием;
организационное обеспечение реализации проекта.
В рамках этого проекта ведется электронный мониторинг. Система электронного мониторинга КПМО позволяет получить исчерпывающий объем статистических данных. Электронный мониторинг КПМО является неотъемлемой составляющей приоритетного национального проекта «Образование».
Об электронном мониторинге развития образования «Наша новая школа»
Электронный мониторинг развития образования был создан в 2007г. и отражал динамику выполнения обязательств теми субъектами РФ, которые выиграли конкурс Комплексных проектов модернизации образования.
В 2010г. был начат электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В связи с этим в информационную систему мониторинга были включены все субъекты РФ, в том числи и Брянская область.
Дальнейшее развитие системы мониторинга было связано с началом реализации в 2011г. нескольких проектов (мониторинг модернизации региональных систем образования, мониторинг введения ФГОС НОО, мониторинг заработных плат работников образовательных учреждений) и включением в систему мониторинга всех типов и видов ОУ.
На сегодняшний день электронный мониторинг развития системы общего образования включает пять основных направлений:
1. НОИ ННШ
Мониторинг реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реализуется на основании Государственного контракта № 03.007.11.0014 от 18 мая 2012, заключенного с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Целью мониторинга является определение эффективности реализации основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в субъектах РФ.
Объекты мониторинга: общие сведения о системе образования, переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие самостоятельности школ.
2. МРСО
Мониторинг модернизации региональных систем общего образования осуществляется в соответствии с Договором от 14 октября 2011 г. №29-ГЗ на выполнение работ по мониторингу эффектов реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования», заключенным с Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования».
Целью мониторинга является отслеживание выполнения плановых значений показателей результативности предоставления субсидий, полученных субъектами РФ на модернизацию региональных систем образования.
Объекты мониторинга: заработная плата учителей/педагогических работников, переход на новые образовательные стандарты, аттестация учителей, повышение квалификации и профессиональная переподготовка для работы в соответствии с ФГОС, дистанционное обучение учащихся, потребление топливно-энергетических ресурсов.
Субъекты мониторинга: все типы и виды общеобразовательных организаций.
3. НСОТ
Мониторинг ежемесячного отслеживания динамики заработных плат реализуется на основании Государственного контракта от 26 сентября 2011 г. №03.P20.11.0044, заключенного с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Целью мониторинга является определение взаимосвязи действующей системы оплаты труда, нормативного-подушевого финансирования в субъектах РФ и заработных плат работников образовательных учреждений.
Объекты мониторинга: •заработная плата всех категорий работников образовательных организаций, в том числе образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Субъекты мониторинга: все типы и виды общеобразовательных организаций.
4. ФГОС НОО
Мониторинг введения ФГОС НОО реализуется на основании Государственного контракта от 26 сентября 2011 г. №03.P20.11.0044, заключенного с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Целью мониторинга является определение того, происходят ли заданные Стандартом изменения в образовательной программе и условиях ее реализации и «работают» ли эти изменения на появление новых образовательных результатов.
Объекты мониторинга: •основная образовательная программа НОО, система оценки качества НОО, повышение квалификации по ФГОС педагогических и управленческих кадров, Государственное (муниципальное) задание ОУ, инфраструктура начальной школы, в том числе электронная среда, система оплаты труда учителей, реализующих ФГОС.
Субъекты мониторинга: все типы и виды образовательных учреждений, имеющие начальную школу, кроме:
1. образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
2. вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
3. специальных (коррекционных) детских домов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
4. специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
5. специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
6. специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, совершивших общественно опасные деяния.
Особенность мониторинга: наличие персонального уровня мониторинга («класс», «педагог»).
5. Нормативное финансирование Г(М)З
Мониторинг нормативного финансирования Г(М)З осуществляется на основе Государственного контракта с Министерством образования и науки Российской Федерации по проекту «Анализ практического опыта субъектов Российской Федерации по внедрению механизмов нормативного финансирования затрат на реализацию основных образовательных программ общего образования в условиях введения ФГОС общего образования» (№2012-01.04-08-014-Ф-70.012). Программа исследования по данному направлению согласована в Департаменте государственной политики в сфере общего образования 03.12.2012г.
Целью мониторинга является анализ практического опыта субъектов РФ, муниципальных образований и образовательных учреждений по внедрению механизмов нормативного финансирования затрат на реализацию основных образовательных программ общего образования в условиях ФГОС.
Период сбора информации: с 2012г. по 2013г.
Объекты мониторинга: нормативная база Г(М)З, государственно-общественное управление, Г(М)З образовательных учреждений, образовательная программа НОО.
Субъекты мониторинга: субъекты РФ, муниципальные образования, все типы и виды общеобразовательных учреждений, имеющих первую ступень, кроме:
1. вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
2. образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
3. специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
4. специальных (коррекционных) детских домов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
5. специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
6. специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.
По материалам сайта КПМО: http://www.kpmo.ru
Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО)
разработан таким образом, чтобы:
♦ обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России;
♦ эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
Основные составляющие ПНПО:
1. Стимулирование образовательных учреждений -вузов и школ, — активно внедряющих инновационные образовательные программы.
2. Информатизация образования. Это направление включает:
♦ конкурсную закупку на федеральном уровне современных информационных образовательных ресурсов и их размещение на существующих образовательных порталах;
♦ поддержку ОУ — пользователей информационных технологий путем оснащения современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет.
3. Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи.
4. Расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.
5. Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ.
6. Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации будут направляться ежеквартальные субсидии из расчета 1 000 рублей в месяц на полнокомплектные классы, дифференцированно для городской и сельской местности.
7. Поощрение лучших учителей. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы в субъектах Российской Федерации будут выбираться по 10 000 лучших учителей. Победители региональных конкурсов получат премии Президента России.