Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» (далее – Центр) с 18 апреля по 28 мая проводят ежегодный Всероссийский урок генетики (далее – Урок), в текущем учебном году приуроченный к Международному Дню ДНК.
Цель урока — создание условий для развития познавательного интереса к изучению комплекса генетических наук и выбора будущей профессии, связанной с молекулярно-генетическими исследованиями и технологиями.
Темы уроков: «Главная молекула» (для 5–8 классов); «От генов к признакам» (для 9–11 классов).
Своими впечатлениями от урока делится Полина Шевцова, ученица 10 б класса: «Сейчас я учусь в 10 классе, поэтому тоже решила принять участие в мероприятии. Ознакомилась с видеороликом и презентацией по теме «От генов к признакам». Методические материалы были достаточно увлекательными и понятными, что мне очень понравилось.
На уроке я узнала об интересных профессиях, связанных с генетикой, о технологических проблемах, которые решают люди, работающие в этих профессиях, а также задумалась о том, чтобы действительно «связать» свою жизнь с генетикой.
Не жалею, что решила поучаствовать во Всероссийском уроке генетики. Для меня это был новый и полезный опыт. Подача материала продумана до мелочей, поэтому при просмотре видеоролика я погрузилась в тему. Презентация была наполнена яркими картинками, опросами и полезной информацией. Сертификат участника можно скачать на сайте Всероссийского урока генетики всем желающим.
Ребята 9 – 11 классов ознакомились в процессе урока с профессиями, на которые стоит обратить внимание, если планируете связать свою жизнь с генетикой.
Генный инженер – это специалист, занимающийся изучением и модификацией генетического материала живых организмов. Он добавляет, удаляет и редактирует гены в вирусах, бактериях, растениях, грибах и животных, программирует гены под заданные параметры (например, передает растениям гены устойчивости к морозам, чтобы растения лучше адаптировались к сложным условиям). Генные инженеры обычно работают в сферах медицины и сельского хозяйства.
Биоинформатик — это специалист, который использует математический аппарат и программные способы работы с данными в биологии. Биоинформатик занимается анализом и интерпретацией биологических данных, особенно, когда речь идет о геномных последовательностях. Биоинформатик может никогда не видеть организмы, которые изучает, ему это не требуется. В обязанности биоинформатиков входит решение глобальных задач (например, поиск методов лечения онкологических, хронических, аутоиммунных заболеваний).
Генетический консультант (врач-генетик) изучает и лечит наследственные заболевания, прогнозирует риски развития патологий, передающихся по наследству, предоставляет консультации о различных генетических аспектах, с помощью генетического анализа дает заключения и рекомендации по схеме лечения. Основной круг пациентов врачей-генетиков – женщины и мужчины, которые стремятся родить здорового ребенка, а также дети, страдающие наследственными заболеваниями.
IT-генетик – специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры. Он исследует геномы живых организмов, модифицирует их, рассчитывает изменения структуры генома при модификации геномов человека или животных. Эта профессия находится на стыке биологии и цифровых технологий.
Архитектор живых систем – специалист, который сочетает глубокие знания в области биотехнологий, генетической инженерии и устойчивого городского развития. Архитектор живых систем занимается планированием, проектированием и созданием технологий замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов. Архитектор живых систем может рассчитать необходимую мощность биореакторов, разработать проекты городских ферм, продумать систему переработки мусора, внеся свой вклад в создание городских экосистем, способных поддерживать высокий уровень жизни населения при минимальном экологическом следе».
Отзыв участницы Урока генетики Дарьи Храменок, ученицы 10 б класса: «27 апреля был проведен урок генетики для десятых классов. Он состоял из видеоролика и двух презентаций. В видеофрагменте рассказывалось о пользе современных профессий, связанных с генетикой. Многие направления несильно популярны, но уже очень востребованы. На ученых сейчас лежит огромный груз, ведь им нужно столько изобрести, чтобы помочь как человеку, так и нашей планете в целом. Благодаря этому ролику нам стали известны профессии, о которых раньше никто не слышал.
После видеоролика посмотрели презентацию, где мы уже узнали много нового. Были записаны новые понятия и термины, такие как наследственность, изменчивость, аутосома, ген. Узнали, чем отличается геном от генотипа, подробнее изучили хромосомы, доминантные и рецессивные аллеи. Было интересно послушать про молекулярную биологию. Вклад в развитие этой науки внесли Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик.
После просмотра второй презентации про биосинтез белка и хлорофилл, стали более понятны многие процессы, которые раньше казались трудными.
Очень интересно было слушать про животных. Особенно про то, от чего зависит у котят окраска шерсти или форма ушек. А уж тем более было чем-то невероятным узнать, как селекционеры разводят породистых котов.
На уроке я узнала много полезной информации, которая мне понадобится не только в сдаче ЕГЭ по биологии, но и в выборе будущей профессии. Я считаю, что провести нам подобный урок было лучшим решением, возможно, для кого-то профессия из урока станет работой в будущем. У нас химико-биологический класс и для нас это как раз кстати. Узнав о существовании таких интересных профессий, возможно, кто-то свяжет свою жизнь с генетикой. Несколько заинтересовавших меня специальностей я вынесла в свой список возможных мест для поступления. Очень сложно порой определиться с выбором, кем ты станешь в будущем. Давать знакомиться с современными профессиями школьникам важно и нужно, всегда найдется тот, кого это заинтересует. Кто его знает, может в дальнейшем кто-нибудь из нас станет великим ученым или изобретателем».