урока развития речи в 3 классе
на тему:
«Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»».
УМК «Школа России»
Разработала: Желтоножская И. М., учитель начальных классов МБОУ Погарская СОШ №1, п.г.т. Погар
Цель урока: формировать умение «читать, исследовать картину», понимать идейный замысел художника, учить детей писать сочинение по картине.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать свою работу.
2. Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в иллюстрации;
- уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины;
- уметь самостоятельно делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
4. Личностные УУД
- ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.
Оборудование урока:
Репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», музыка П.И.Чайковского «Зима» в исполнении Московского камерного оркестра «Времена года», А. Вивальди в исполнении Московского камерного оркестра «Времена года»» часть 2, карточки к словарной работе, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Эмоциональный настрой
Учитель: Шепните друг другу на ушко добрые пожелания на урок. Я присоединяюсь к вашим пожеланиям. Желаю вам успехов, а самое главное хороших впечатлений, ведь сегодня мы будем работать творчески. А что это значит?
Ученики: Писать сочинение или изложение.
3. Постановка проблемной ситуации
Послушайте стихотворение А. Прокофьева и подумайте, что послужит объектом для нашей творческой работы?
Читает ученик.
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Определение темы урока.
Учитель: О чем будет наша творческая работа?
Ученики: О березе.
Учитель: Чем является это дерево для нашей родины?
Ученики: Символом России.
Учитель: Действительно, именно этому дереву посвящено много стихов, песен, картин. Как называются художники, которые изображают природу?
Ученики: Пейзажисты
Учитель: Как называются такие картины?
Ученики: Пейзаж.
Учитель: Как вы считаете, если речь идет о картине — пейзаже, то какой вид творческой работы на уроке мы будем выполнять?
Ученики: Сочинение по картине.
Учитель:Сегодня мы будем писать сочинение по картине одного из известных мастеров пейзажистов. Я вам прочту о нем, а вы подумайте о ком речь. Вам помогут уроки изо.
Этот художник певец русской природы, пейзажист и портретист. Его известные картины: «Сентябрьский снег»,(1903, ГТГ), «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904), «Февральская лазурь» (1904, ГТГ), «Мартовский снег» (1904, ГТГ), «Последний снег» (1931), «Берёзовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954). Он с раннего детства увлекался рисованием, был архитектором, реставратором, директором Третьяковской галереи в Москве, затем в Русском музее в Санкт- Петербурге. Это…
Ученики: Игорь Эммануилович Грабарь.
4. Постановка целей и задач урока.
Вы правильно определили тему урока, узнали художника. Поставьте цели и задачи урока.
- Рассмотреть картину.
- Составить план сочинения.
- Обдумать каждую часть.
- Написать сочинение.
- Проверить работу
5. Подготовительная беседа
Учитель: Отгадайте загадку и узнайте, в какое время года написан пейзаж.
Ученик:
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
Ученики: Зима.
Учитель: А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Ученик:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Ученики: Февраль.
Учитель: В старину этот месяц называли ветродуй. В этом месяце очень часто дуют сильные ветра. Ещё его называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет. Именно февральские краски природы стали для И. Э. Грабаря волнующими и привлекательными.
6. Знакомство с картиной.
Рассмотрите картину под музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Февраль.» Поделитесь впечатлениями. А я вам прочту, как Игорь Грабарь говорил об этой березе, об истории создания этого пейзажа.
-Такая лазурь, синева для февраля большая редкость. Это подарок природы в самый разгар февраля – самого вьюжного месяца зимы. Художник не мог остаться равнодушным к такой красоте. -«Февральская лазурь» — самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника.
Этот пейзаж был особенно дорог художнику. На склоне лет И.Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж.
«Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга в 1904 году.
В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы.
В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей.
«Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», — подумал художник.
Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту, вырыв яму под березой и изображая ее с необычного ракурса, чтобы передать обворожившую его, красоту природы. Чтобы лазурь не разлилась, не растерялась, художник использовал зонтик, окрашенный в голубой цвет.
Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.
7. Анализ картины.
Почему художник так назвал картину?
Что такое лазурь? Как вы понимаете? Прочитайте на карточках.
Значение слова Лазурь по Ефремовой: Лазурь — 1. Светло-синий цвет. // Цвет неба, моря. 2. Краска светло-синего, лазурного цвета.
Значение слова Лазурь по Ожегову: Лазурь — Природная светло-синяя краска
Вот как художник описал февральский день:
«Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу».
Какие слова –эпитеты помогают увидеть февральский день?
Лазоревое небо- голубое, светло- синее.
Жемчужные березы -чисто-белые с блеском.
Коралловые ветви- светло-красные.
Сапфировые тени- синие, голубые, отражающие блеск драгоценного камня сапфира.
Все это можно увидеть на картине?
Учитель:Так какие же цвета преобладают на картине? Теплые или холодные?
Ученики: Холодные: синий, белый, серебристый.
Учитель: Присутствуют ли здесь теплые цвета?
Ученики: Коралловый, коричневый.
Какое время суток изображено?
Ученики: День
Учитель: Какой день изобразил Грабарь?
Ученики: Солнечный морозный ясный погожий
На доске появляется таблица и ее заполняют дети, заранее приготовленными дома карточками.
День | Солнечный лучезарный морозный ясный погожий чудесный |
Небо | Голубое, нежно- синее, лазоревое, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное, с переливами голубых красок |
Снег | Серебристый, белый, искристый, нежно- голубой, пушистый, блестящий, точно шелковый великолепный ковер |
Тени | Сапфировые (ярко –синие с блеском драгоценного камня сапфира) |
Береза | Величественная, огромная могучая, нарядная, старая, с изогнутым жемчужным стволом, с коралловыми кружевными причудливо изогнутыми хрупкими ветвями |
Роща | Залита солнцем, озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают молодые деревца. |
Что изображено на картине?
Ученик: снег, березы, небо, тени, роща вдали. (Слова появляются в таблице)
Опишите небо. (В таблице появляются слова — описания)
Каков снег на картине? Что видите на снегу? (Тени)
Почему они так четко видны? (Солнечный день)
А что является главным на картине? (Березы)
Рассмотрите главную виновницу торжества зимнего утра. Подберите эпитеты.
(Береза могучая, старая, с изогнутым жемчужным стволом, с коралловыми кружевными ветками)
Что видите на заднем плане картины? (Рощу)
Опишите (Залита солнцем, озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают молодые деревца)
8. Словарная работа.
Какие синонимы подберете к слову –картина? (пейзаж, полотно, оно)
Береза? (дерево, символ России, белоствольная красавица, она)
Художник? (пейзажист, Грабарь, он)
(На доске)
Назовите словарные слова и их орфограмму.
(картина, береза, иней, февральский, морозный, коралловые, солнце)
Слова с безударными гласными и проверочные к ним:
На доске:
Дерево- деревья, стволом- ствол, красота- краше.
9. Работа над композицией сочинения. Составление плана.
Из скольких частей состоит сочинение?
Какой это текст? (описание)
А теперь составим план.
Из каких частей он состоит?
На доске план
1. Вступление.
И.Э. Грабарь – певец русской природы.
2. Основная часть.
Описание картины.
а)общий план.
б) передний план картины.
в) задний план картины
3. Заключение.
Впечатление, произведенное картиной.
10. Обсуждение каждой части.
О чем можно написать в первой части.
1 часть.
Художник Игорь Эммануилович Грабарь певец русской природы. Он создал много прекрасных картин. Но вершиной его творчества можно назвать пейзаж «Февральская лазурь».Картина поражает фантастическим голубым сиянием. В природе все утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа “Февральская лазурь”.
Во 2 части?
2 часть.
Изображен изумительный морозный солнечный февральский день. Лазоревое небо ослепляет своей голубизной. Сиреневый снег искрится, сверкает, отражая сапфировые тени деревьев.
На переднем плане картины художник изобразил могучую березу с толстым изогнутым словно в танце, жемчужно- белым стволом. Ветви у берёзы раскидистые, сплетенные в замысловатое коралловое кружево. За царственной старой березой собрались в хоровод ее младшие березки-подружки.
На заднем плане виднеется молодая рощица, залитая солнечным светом.
3 часть
Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть все своими глазами.
Мне понравилась эта картина потому, что автор смог передать всю красоту зимнего леса. Оказывается, дерево может быть красиво не только летом, но и зимой!
Сегодня мы будем писать сочинение с эпиграфом.
Эпиграф это — (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.
Давайте подберем эпиграф к нашему сочинению. У вас на парте есть приложение №1.Выберете подходящий эпиграф. Несколько читаем. Эпиграф записываем после названия сочинения с правой стороны, внизу подписываем автора.
11. Самостоятельная работа.
12. Чтение сочинений.
13. Итог.
Что помогло понять замысел художника?
- Творчество какого художника вдохновляло вас в вашей работе?
- Почему Грабарь так назвал свой пейзаж?
- Что хотел создатель донести до зрителя?
Оценка.
- Как бы вы оценили свою работу?
14. Рефлексия.
- Какое впечатление осталось от творческой работы?
- Удалось ли нам передать содержание картины словами?
- С каким настроением заканчиваете урок?
15. Д/з: Редактировать, по желанию иллюстрировать.