Урок информатики в 5 классе на тему: «Действия с информацией. Хранение информации»

18Конспект урока информатики в 5 классе по теме:

 Действия с информацией. Хранение информации.

Разработала: учитель информатики  Лупандина Т.И.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

образовательные: раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и деятельности человека; помочь учащимся усвоить какие действия можно совершать с информацией;

развивающие: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой; развитие активности и самостоятельности.

воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, усидчивости, дисциплинированности.

Обще дидактические принципы, используемые на уроке:

1. принцип доступности:
— учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
2. принцип систематичности и последовательности:
— опора на полученные раннее знания учащихся и их умения
3. принцип наглядности обучения:
-демонстрация учителем всех действий, выполняемых учениками.
4. принцип сознательности и активности учащихся:
-понимание учащимися целей предстоящей работы.

Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

1. метод словесной передачи и слухового восприятия информации (элементы
рассказа-вступления, фронтальной беседы)
2. методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (метод демонстраций)
3. практические методы
4. эмоциональные методы

Оборудование: учебники, плакат (виды информации), рабочие тетради, словарь, справочник, кулинарные рецепты,  компьютер, видеопроектор.

План урока.

Этапы урока
Время
1
Организационный момент
1 мин.
2
Актуализация знаний
5 мин.
3
Теоретическая часть
15 мин.
4
Практическая часть
15 мин.
5
Итог
5 мин.
6
Вопросы учащихся
2 мин.
7
Д/З
2 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

— Что такое информация? (сведения об окружающем нас мире)
— О чём может быть первичная информация и как люди её получают? ( Первичная
информация о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических
свойствах предметов. Получают первичную информацию через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему
) (Учащиеся приводят примеры)
— Задание №4 стр. 11 учебника
Виды информации
Чувство
Орган
Зрительная
Зрение
Глаза
Звуковая
Слух
Уши
Вкусовая
Вкус
Язык
Обонятельная
Обоняние
Нос
Осязательная
Осязание
Кожа
-Задание №5 стр. 11 учебника
Орёл                         ?               зрение
Волк                          ?               слух
Летучая мышь       ?               осязание
Дельфин                  ?               обоняние
Крот                         ?
— Какие виды информации по форме  представления вы знаете?
(числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

 

3. Теоретическая часть

Окружающий нас мир – мир информации. Информацию нам несут и другие люди, всевозможные предметы и явления.
Приходится признать, что органы чувств – наш главный инструмент познания мира – не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно говорят, что сделано или высчитано «на глазок». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны недр земли, живой клетки, побывать в космосе.
Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией,
и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
Одно из древнейших устройств – весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта.
(Приведите примеры устройств, несущих информацию)
Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, человек учился делать выводы, т.е. обрабатывать информацию. Например:если человек дотронулся до горячего предмета, он запомнит это ощущение (информацию) на всю жизнь.
Итак: существует информация входная и выходная. Входная – это та, которую получает человек или устройство.
Выходная – та, которая получается после обработки человеком или устройством. (Приведите примеры)
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, хранением и обработкой информации.
Чтение газет, заучивание правила, решение математической задачи, фотографирование, приготовление пищи, наблюдение – это действия человека с информацией.
Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти – «в уме». Вы помните свой адрес, номер телефона, как зовут ваших родных и близких, друзей. Такую память можно назвать оперативной. Но есть информация, которую трудно запомнить. Её человек записывает в записную книжку, ищет в справочнике, словаре, энциклопедии. Это внешняя память. Её можно назвать долговременной.
Существует память одного человека и память человечества, т.е. всех людей, живущих на Земле. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.
Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы.
В 1896 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и так далее).
В середине прошлого века в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны широко применяются для записи и воспроизведения звуковой информации.
Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую, видеоинформацию.
Итак: информационная деятельность человека включает в себя:
  • Сбор информации
  • Обработку информации
  • Передачу информации
  • Хранение информации
  • Поиск информации

Вопросы и задания:

1. Что помогает людям получать информацию?
2. Придумайте способ передачи информации.
3. На столах лежат книги: словарь, справочник, кулинарная  книжка. Какую информацию мы можем получить из них?
4. Какую информацию называют собственной или внутренней, а какую внешней? Приведите примеры.
5. Какую информацию хранит компьютер?
6. Опишите, какие действия с информацией будут выполнены учеником, если он:
а) учит правило
б) решает у доски задачу
в) слушает музыку
г) пишет письмо
д) пишет диктант

 

4. Практическая часть

1. Рассмотрим компьютер. Он состоит из нескольких блоков: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

2. Включаем компьютер. Начинается процесс загрузки. Появилась картинка.

3. Перед нами рабочий стол, на котором находятся значки, ярлыки и папки. Сейчас мы должны научиться выполнять некоторые основные действия на комьютере с помощью мыши.

а) Чтобы запустить программу, нужно указатель мышки навести на значок программы.
б) Далее надо сделать двойной щелчок левой кнопкой мыши, при этом необходимо, чтобы мышка была неподвижной.

4. Запускаем программу Microsoft Word. Используя мышь, выполняем следующие действия: перемещение окна, развернуть окно, свернуть окно, изменить размер окна.

5. Закрываем программу.

6. Запускаем программу «Paint». Попробуем создать простой рисунок.

7. Закрываем программу.

5. Итог

На уроке мы узнали о действиях с информацией, о хранении информации. Научились включать компьютер, работать средством управления компьютером – мышью, сворачивать, перемещать, развёртывать окно, изменять его размер, рисовать простые рисунки.

Главные умения, полученные вами сегодня – это навыки работы с мышью. Вы теперь умеете запускать программы двойным щелчком , выбирать пункты меню.

6. Вопросы учащихся

Ответы на вопросы учащихся

7. Д/З

§1.2. и §1.3., стр.12-16, задание № 1, 2, стр. 13, задание № 5, 7, стр.16