Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме:
«Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте».
Разработала: Самосват Г.М., учитель русского языка и литературы МБОУ Погарская СОШ №1, п.г.т. Погар
Цели:
содержательная: —подвести учащихся к пониманию такого понятия, как «причастный оборот» и правила обособления причастного оборота.
деятельностная: —формировать у учащихся навыки работы в группах;
— умение выдвигать гипотезу и обосновывать её, слушать собеседника, строить высказывания;
— формировать практические умения устанавливать связи причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота;
— формировать у учащихся навыки получения новых знаний с опорой на ранее изученное.
развивающая:—формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки, алгоритм; репродукции картин И.И. Левитана «Берёзовая роща», «Золотая осень».
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Приветствие учащихся.
- Запись в тетрадь даты, темы урока.
Слайд №1.
Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте.
Слайд №2.
Цели:
-познакомить обучающихся с понятием «причастный оборот»
-формировать умение определять границы причастного оборота.
Задаётся вопрос:
На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?
На доске записываются вопросы, сформулированные учениками.
- Что такое причастный оборот?
- В каких случаях выделяется на письме причастный оборот?
УУД:
- умение планировать учебное сотрудничество между учителем и учениками, между сверстниками (коммуникативные)
- умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности (регулятивные)
- умение строить логическую цепь рассуждения (познавательные)
2. Актуализация знаний.
Учитель даёт задание-ловушку на новую тему. На экране отображены 2 предложения с причастными оборотами(знаки препинания не расставлены).
Слайд №3.
- Над морем спокойно вздыхающим низко висело солнце.
- Над спокойно вздыхающем морем низко висело солнце.
Задаются вопросы:
- Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях?
- В чём заключается сложность?
УУД:
- умение анализировать языковой материал;(П)
- умение формировать своё мнение и слушать собеседника(К)
3. Проблемное объяснение нового знания.
- Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Предлагает детям подумать, как можно выйти из затруднения, задаёт вопрос: «Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами?»
- Выслушивает несколько версий учащихся.
Учитель записывает на доске два предложения и предлагает обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга.
- Над вздыхающим морем низко висело солнце.
- Над спокойно вздыхающим морем низко висело солнце.
Учитель знакомит учеников с понятием «причастный оборот».Предлагает вспомнить изученное о причастии.
Что такое причастие?
На экране появляется ответ с эталоном, всплывающей подсказкой.
Слайд №4.
Причастие
Признаки глагола. Признаки прилагательного.
1.Вид 1. Число
2.Время 2. Род
3.Возвратность 3. Падеж
4.Переходность
Учитель знакомит учащихся с обособленным определением.
Над морем, спокойно вздыхающим, низко висело солнце.
Итак, причастный оборот выделяется интонацией, а на письме
запятой, если он находится после определяемого слова. Такой
причастный оборот называется обособленным определением.
Учитель организовывает работу в группах .Ставит задачу: из предложенных словосочетаний выписать причастные обороты, поставить вопросы.
Группа 1 . Группа 2.
Желтеющая рожь Построенный в городе
движущиеся по шоссе светящиеся окна
привезённый издалека написанная картина
пропитанный сиропом испуганная стуком
сваренный картофель колеблющиеся от ветра
Группа 3. Группа 4.
Зеленеющийв лесу Вьющаяся зелень
затухающий костёр борющийся с волнами
усыпанная листьями стелющееся растение
стелющийся над рекой поросшая кустарником
висевший в воздухе застывшая от холода
Предлагается сверить с эталоном.
Слайд №5
Группа 1. Группа 2.
Движущиеся по шоссе Построенный в городе
привезённый издалека напуганная стуком
пропитанная сиропом колеблющиеся от ветра
Группа 3. Группа 4.
Зеленеющий в лесу Застывшая от холода
стелющийся над рекой поросшая кустарником
усыпанная листьями борющийся с волнами
Итак, от существительного к причастию можно задать только вопрос (какой?), а от причастия к зависимым словам можно задать различные вопросы.
Учитель обращает внимание, что причастный оборот может состоять из двух и более слов.
Слайд №6
Написанная картина
/Написанная художником/ картина
/Написанная известным художником прошлого века/ картина
УУД:
- Выдвигать гипотезу и обосновывать её(П)
- Умение слушать собеседника, строить высказывание(К)
- Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона.(Р)
4. Первичное закрепление.
Слайд №7.
Картина И.И.Левитана «Берёзовая роща»
Какие ещё картины написаны известным художником?
Слайд №8.
Задание: прочитать предложения, проговаривая вслух правило обособления причастного оборота. Объясните орфограммы на месте пропущенных букв.
Перед нами картина, дышащая жизнью. На солнце сияет перел…вающаяся зелень травы . Видны розовеющие стволы берёз. Как будто слышишь шелест листьев, колеблемых лёгким ветром. Почти ощуща…шь, как мягка и ш…лковиста трава, стелющаяся под ногами. Глядя на картину, как бы вдыха…шь зап…х молодых берёз, омытых дождём и с…гретых солнцем.
УУД:
- умение осознанно строить речевые высказывание (П)
- дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (К)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд №9.
Картина И.И.Левитана «Золотая осень», по которой составлены предложения.
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, выделить графически причастные обороты.
- Молчаливо стоят берёзки одетые разноцветной листвой.
- Берёзы трепещущие от ветра роняют свой багряной убор.
- Шелестящая под ногами листва напоминает о наступающей золотой поре.
- Узкая речушка протекающая вдоль поляны убегает вдаль.
- Скоро высоко в небе прокличут пролетающие косяком журавли.
Слайд №10.
Самопроверка. Те же предложения с расставленными запятыми.
УУД:
- умение анализировать и делать выводы (П)
- осуществлять самоконтроль, обнаруживать отличия от эталона.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель обращает внимание на предложения и задаёт вопрос:
Какие используются выразительные средства в предложениях? Назвать их. (Эпитеты, олицетворение)
УУД:
- анализ предложений с выявления средств выразительности речи (П)
- дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель подводит итог урока, обращаясь к тем вопросам, которые были поставлены в начале урока.
Чего достигли на уроке?
Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.Свои впечатления от урока высказывают в следующих предложениях:
- Я узнал…
- Было интересно…
- Мне понравилось…
8. Домашнее задание.
Выполнить упражнение №72, правила на страницах 31, 33 (учитель объясняет суть домашнего задания).