Урок русского языка в 7 классе на тему «Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте»

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме:

«Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте».

Разработала: Самосват Г.М., учитель русского языка и литературы МБОУ Погарская СОШ №1, п.г.т. Погар

Цели:

содержательная: -подвести учащихся к пониманию такого понятия, как «причастный оборот» и  правила обособления причастного оборота.

деятельностная: -формировать у учащихся навыки работы в группах;

- умение выдвигать гипотезу и обосновывать её, слушать собеседника, строить высказывания;

- формировать практические умения устанавливать связи причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота;

- формировать у учащихся навыки получения новых знаний с опорой на ранее изученное.

развивающая:-формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки,   алгоритм; репродукции картин И.И. Левитана «Берёзовая роща», «Золотая осень».

Ход урока.

1. Оргмомент.

  1. Приветствие учащихся.
  2. Запись в тетрадь даты, темы урока.

Слайд №1.

Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте.

Слайд №2.

Цели:

-познакомить обучающихся с понятием «причастный оборот»

-формировать умение определять границы причастного оборота.

Задаётся вопрос:

На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?

На доске записываются вопросы, сформулированные учениками.

  1. Что такое причастный оборот?
  2. В каких случаях выделяется на письме причастный оборот?

УУД:

  1. умение планировать учебное сотрудничество между учителем и учениками, между сверстниками (коммуникативные)
  2. умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности (регулятивные)
  3. умение строить логическую цепь рассуждения (познавательные)

2. Актуализация знаний.

Учитель даёт задание-ловушку на новую тему. На экране отображены 2 предложения с причастными оборотами(знаки препинания не расставлены).

Слайд №3.

  1. Над морем спокойно вздыхающим низко висело солнце.
  2. Над спокойно вздыхающем морем низко висело солнце.

Задаются вопросы:  

  • Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях?
  • В чём заключается сложность?

УУД:

  1. умение анализировать языковой материал;(П)
  2. умение формировать своё мнение и слушать собеседника(К)

3. Проблемное объяснение нового знания.

  1. Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
  2. Предлагает детям подумать, как можно выйти из затруднения, задаёт вопрос: «Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами?»
  3. Выслушивает несколько версий учащихся.

Учитель записывает на доске два предложения и предлагает обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга.

  1. Над вздыхающим морем низко висело солнце.
  2. Над спокойно вздыхающим морем низко висело солнце.

Учитель знакомит учеников с понятием «причастный оборот».Предлагает вспомнить изученное о причастии.

Что такое причастие?

На экране появляется ответ с эталоном, всплывающей подсказкой.

Слайд №4.

Причастие

Признаки глагола.                   Признаки прилагательного.

1.Вид                                        1. Число

2.Время                                    2. Род

3.Возвратность                        3. Падеж

4.Переходность

Учитель знакомит учащихся с обособленным определением.

Над морем, спокойно вздыхающим, низко висело солнце.

Итак, причастный оборот выделяется интонацией, а на письме

запятой, если он находится после определяемого слова. Такой

причастный оборот называется обособленным определением.

Учитель организовывает работу в группах .Ставит задачу: из предложенных словосочетаний выписать причастные обороты, поставить вопросы.

Группа 1 .                                          Группа 2.

Желтеющая рожь                                    Построенный в городе

движущиеся по шоссе                             светящиеся окна

привезённый издалека                             написанная картина

пропитанный сиропом                              испуганная стуком

сваренный картофель                               колеблющиеся от ветра

Группа 3.                                             Группа 4.

Зеленеющийв  лесу                                    Вьющаяся зелень

затухающий костёр                                     борющийся с волнами

усыпанная листьями                                   стелющееся растение

стелющийся над рекой                               поросшая кустарником

висевший в воздухе                                    застывшая от холода

Предлагается сверить с эталоном.

Слайд №5

Группа 1.                                              Группа 2.

Движущиеся по шоссе                               Построенный в городе

привезённый издалека                               напуганная стуком

пропитанная сиропом                                колеблющиеся от ветра

Группа 3.                                                Группа 4.

Зеленеющий в  лесу                                 Застывшая от холода

стелющийся над  рекой                              поросшая кустарником

усыпанная листьями                                   борющийся с волнами

Итак, от существительного к причастию можно задать только вопрос (какой?), а от причастия к зависимым словам можно задать различные вопросы.

Учитель обращает внимание, что причастный оборот может состоять из двух и более слов.

Слайд №6

Написанная картина

/Написанная художником/ картина

/Написанная известным художником прошлого века/ картина

УУД:

  1. Выдвигать гипотезу и обосновывать её(П)
  2. Умение слушать собеседника, строить высказывание(К)
  3. Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона.(Р)

4. Первичное закрепление.

 Слайд №7.

Картина И.И.Левитана «Берёзовая роща»

Какие ещё картины написаны известным художником?

Слайд №8.

Задание: прочитать предложения, проговаривая вслух правило обособления причастного оборота. Объясните орфограммы на  месте пропущенных букв.

Перед нами картина, дышащая жизнью. На солнце сияет перел…вающаяся зелень травы . Видны розовеющие стволы берёз. Как будто слышишь шелест листьев, колеблемых лёгким ветром. Почти ощуща…шь, как мягка и ш…лковиста трава, стелющаяся под ногами. Глядя на картину, как бы вдыха…шь зап…х  молодых берёз, омытых дождём и с…гретых солнцем.

УУД:

  1. умение осознанно строить речевые высказывание (П)
  2. дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (К)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд №9.

Картина И.И.Левитана «Золотая осень», по которой составлены предложения.

Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, выделить графически причастные обороты.

  1. Молчаливо стоят берёзки одетые разноцветной листвой.
  2. Берёзы трепещущие от ветра роняют свой багряной убор.
  3. Шелестящая под ногами листва напоминает о наступающей золотой поре.
  4. Узкая речушка протекающая вдоль поляны убегает вдаль.
  5. Скоро высоко в небе прокличут пролетающие косяком журавли.

Слайд №10.

Самопроверка. Те же предложения с расставленными запятыми.

УУД:

  1. умение анализировать и делать выводы (П)
  2. осуществлять самоконтроль, обнаруживать отличия от эталона.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель обращает внимание на предложения и задаёт вопрос:

Какие используются выразительные средства в предложениях? Назвать их. (Эпитеты, олицетворение)

УУД:

  1. анализ предложений с выявления средств выразительности речи (П)
  2. дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель подводит итог урока, обращаясь к тем вопросам, которые были поставлены в начале урока.

Чего достигли на уроке?

Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.Свои впечатления от урока высказывают в следующих предложениях:

  • Я узнал…
  • Было интересно…
  • Мне понравилось…

8. Домашнее задание.

Выполнить упражнение №72, правила на страницах 31, 33 (учитель объясняет суть домашнего задания).